Защита конкуренции законодательно регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

ГК РФ.Федеральным законом «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. №135-ФЗ (далее – Закон №135-ФЗ), он является основным нормативно-правовым актом в сфере антимонопольного законодательства.Нормативно-правовыми актами Федеральной антимонопольной службы.

В первую очередь Закон №135-ФЗ направлен на предотвращение монопольной деятельности организаций. Его положения также регулируют условия соперничества между хозяйствующими субъектами. При рыночной системе, к которой стремится экономика РФ, данный документ имеет очень важное значение.

Понятие конкуренция закреплено в п. 7 ст. 4 Закона №135-ФЗ. Под ней понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность участников рынка в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров.

Под недобросовестной конкуренцией закон понимает любые действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

Иными словами, не допускается, чтобы отдельное юридическое лицо стало монополистом, то есть в силу своего особого положения могло влиять на рынок и подавлять конкурентов.

Недобросовестная конкуренция является нарушением ст. 34 п. 2 Конституции РФ, которая запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под монополистической деятельностью закон понимает злоупотребление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, группой лиц своим доминирующим положением. Также в это понятие входят соглашения или согласованные действия (бездействие), запрещенные антимонопольным законодательством.

Органом государственной власти, который занимается надзором за соблюдением антимонопольного законодательства, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Причем за соблюдение закона это ведомство следит во всех областях – от рекламы до осуществления государственных закупок.

Сфера действия Закона №135-ФЗ распространяется на следующие отношения:

Связанные с защитой конкуренции, в которых участвуют юридические лица, органы государственной власти, а также индивидуальные предприниматели.В рамках достигнутых и заключенных за пределами РФ соглашениях (сделках), в которых принимают участие российские юридические лица.

Виды недобросовестной конкуренции перечислены в гл. 14 Закона №135-ФЗ, и к ним относятся следующие действия:

Дискриминация.Введение в заблуждение.Некорректное сравнение.Приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица.Использование результатов интеллектуальной деятельности.Создание смешения.Незаконное получение распространения и использования информации, составляющей коммерческую тайну.

Кроме того, в ст. 14.8 Закона №135-ФЗ запрещены иные формы недобросовестной конкуренции, которые не указаны в законе.

Полномочия ФАС изложены в ст. 23 Закона №135-ФЗ. Этот государственный орган:

возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства,выдает хозяйствующим субъектам, а также операторам электронных торговых площадок и органам государственной власти обязательные для исполнения предписания,выдает предупреждения о прекращении действия (бездействия) которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,направляет в Центральный банк РФ предложения о совершенствовании антимонопольного законодательства,рассматривает жалобы на проведение торгов,привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства,обжалует в суде нормативно-правовые акты, которые противоречат антимонопольному законодательству,обращается в арбитражный суд с заявлением об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативно-правовых актов, а также принимает участие в судебных заседаниях.

Кроме того, органы и должностные лица ФАС имеют право проводить плановые и внеплановые проверки деятельности как коммерческих юридических лиц, так и органов государственной власти.

В соответствии с п. 3 ст. 25.1 Закона №135-ФЗ плановая проверка проводится не чаще, чем один раз в три года.

Внеплановая проверка (п. 4 ст. 25.1 Закона №135-ФЗ) проводится при наличии:

Поступивших из правоохранительных органов данных о нарушении антимонопольного законодательства.Сообщений либо заявлений юридических и физических лиц, средств массовой информации о нарушении антимонопольного законодательства.Поручений Президента РФ и Правительства РФ.

Также орган ФАС самостоятельно может выявить признаки правонарушения.

Основанием для проверки является приказ руководителя органа ФАС (п. 6 ст. 25.2 Закона №135-ФЗ).

Срок проведения проверки составляет не более одного месяца с даты, которая указана в приказе о ее назначении (п. 9 ст. 25.2 Закона №135-ФЗ).

В некоторых случаях срок проведения проверки может быть продлен на два месяца.

Проверка может быть продлена лишь по следующим основаниям:

Необходимость проведения экспертизы.Перевод документов, составленных на иностранном языке, на русский язык.Иные основания, при наличии которых невозможно осуществить мероприятия в срок.

Для уведомления лица о проверки закон устанавливает определенные сроки:

О плановой проверке оповещают за три рабочих дня, сотрудники ведомства направляют копию приказа физическому или юридическому лицу.О внеплановой проверке – не менее чем за 24 часа любым доступным способом.

Способы обжалования решений антимонопольного органа изложены в ст. 52 ФЗ №135-ФЗ:

Внесудебный – в таком случае жалоба подается в вышестоящий антимонопольный орган по отношению к тому, который принял решение.Судебный – исковое заявление подается в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента вынесения решения.

Если арбитражный суд принял к производству исковое заявление об обжаловании решения ФАС, то его действие приостанавливается до вступления в законную силу вердикта суда (п. 2 ст. 52 Закона №135-ФЗ).

Антимонопольное законодательство из-за своей обширной сферы действия, большого количества нормативно-правовых актов является чрезвычайно сложным. Кроме того, за его нарушение в КоАП РФ предусмотрены очень существенные штрафы. Если у вас возникла спорная ситуация с органами ФАС, обратитесь к квалифицированному юристу, чтобы избежать негативных последствий.

Читать дальше